Ленд-арт проект "Долина прививок"

                    
Инициатива - ТО Дом Бахтовых
Поддержка - Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник,
галерея «Зеленая пирамида» (Севастополь)
Участники -   ведущие художники украинского ленд-арта

термин реализации - 20-27 мая 2011 года 
 

У крымских татар дело прививки на ростках старых деревьев и на диких деревьях в лесу считается великой заслугой перед богом. Пожалуй, эта историко-поэтическая сентенция может стать концептуальной основой предлагаемого пилотного ленд-арт проекта. Попытка сделать прививки современных идей художественными методами в столь сложном историческом пространстве, каким является юго-западный Крым, может оказаться как неожиданно плодотворной, так и безнадежно авантюрной, как собственно и опыт прививки растений. Но татары всегда упорно носили с собой нож для прививки деревьев и бесконечно экспериментировали. Внимательное отношение художников к историческому и природному ландшафту может стать незаменимым инструментом в его новой интерпретации. На первом этапе важна рефлексия художников на окружающую среду и поиски соответствующего языка. Важно, чтобы они учитывали тот культурный пласт, который присущ данному пространству.
Основной площадкой для работы выбрана восточная долина Ашлама-дере у северного подножия Чуфут-кале. Ашлама-дере в прямом переводе с татарского означает «где растут привитые деревья». В этой долине была первая ханская резиденция – дворец Ашлама-сарай, который стал прообразом Бахчисарайского дворца – дворца в саду. На сегодняшний день это территория заброшенных садов. Архитектурных остатков практически нет. Это дает свободу фантазии художников.
Кроме долины прививок в поле зрения художников будут такие памятники истории и археологии, как Эски-кермен («Старая крепость»), Черкес-кермен, Чуфут-кале («Иудейская крепость» или, как ее называл Вяземский, «Еврейская Помпея»), еще совсем недавно заселенная караимами. История же этих «пещерных городов» гораздо древнее и связана как с государством Феодоро, столицей которого считают Мангуп-кале (государством, определившим византийскую ориентацию славян), так и с древними народами, населявшими Крымскую Готию (так в раннем средневековье называли этот регион), и греками, и аланами, и скифами, и сарматами, и еще более древними таврами, известными Гомеру, и далее в глубь истории до бесконечности. Через Крым прошли многие народы, представители разных цивилизаций. Тем более интересной видится задача изучения художественными методами столь насыщенного памятниками истории и природы региона.
В 19 веке возник повышенный интерес, и даже мода, на татарскую культуру. Многие выдающиеся люди, включая А.С. Пушкина и императрицу Екатерину вторую, отдали дань уважения татарской столице Бахчисараю. Среди интеллигенции распространилась страсть к коллекционированию татарского прикладного искусства, костюма, утвари. В 1925 году в Париже на этнографической выставке татарские вышивки были удостоены бронзовой медали. Сегодня возрождается интерес к культурному разнообразию, так щедро рассеянному по Крымскому полуострову, и художники, вооружившись «садовым ножом для прививок», могут внести свою лепту в столь важное дело.