Ашламе Дере-Долина прививок.

 Смотрите-Галерея-альбом Ашлама Дере  а также Галерея-альбом Долина Прививок

Ленд- арт проект
 
            Инициатива -            ТО Дом Бахтовых
            Поддержка - Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник,
                                   галерея «Зеленая пирамида» (Севастополь)
            Участники -   Владимир и Татьяна Бахтовы, группа волонтеров.
 
У крымских татар дело прививки на ростках старых деревьев и на диких деревьях в лесу считается великой заслугой перед богом. Пожалуй, эта историко-поэтическая сентенция может стать концептуальной основой предлагаемого ленд-арт проекта. Попытка сделать прививки современных идей художественными методами в столь сложном историческом пространстве, каким является юго-западный Крым, может оказаться как неожиданно плодотворной, так и безнадежно авантюрной, как собственно и опыт прививки растений. Но татары всегда упорно носили с собой нож для прививки деревьев и бесконечно экспериментировали. Внимательное отношение художников к историческому и природному ландшафту может стать незаменимым инструментом в его новой интерпретации. На первом этапе важна рефлексия художников на окружающую среду и поиски соответствующего языка. Важно, чтобы они учитывали тот культурный пласт, который присущ данному пространству.
Основной площадкой для работы выбрана восточная долина Ашлама-дере у северного подножия Чуфут-кале. Ашлама-дере в прямом переводе с татарского означает «где растут привитые деревья». В этой долине была первая ханская резиденция – дворец Ашлама-сарай, который стал прообразом Бахчисарайского дворца – дворца в саду. На сегодняшний день это территория заброшенных садов. Архитектурных остатков практически нет. Это дает свободу фантазии художников.
Кроме долины прививок в поле зрения художников будут такие памятники истории и археологии, как Эски-кермен («Старая крепость»), Черкес-кермен, Чуфут-кале («Иудейская крепость» или, как ее называл Вяземский, «Еврейская Помпея»), еще совсем недавно заселенная караимами. История же этих «пещерных городов» гораздо древнее и связана как с государством Феодоро, столицей которого считают Мангуп-кале (государством, определившим византийскую ориентацию славян), так и с древними народами, населявшими Крымскую Готию (так в раннем средневековье называли этот регион), и греками, и аланами, и скифами, и сарматами, и еще более древними таврами, известными Гомеру, и далее в глубь истории до бесконечности. Через Крым прошли многие народы, представители разных цивилизаций. Тем более интересной видится задача изучения художественными методами столь насыщенного памятниками истории и природы региона.
Сегодня возрождается интерес к культурному разнообразию, так щедро рассеянному по Крымскому полуострову, и художники, вооружившись «садовым ножом для прививок», могут внести свою лепту в столь важное дело.
Выставка предположительно состоится в сентябре месяце 2011 года, в городе Бахчисарае в уникальном пространстве Зиджерлы-медресе, великолепно восстановленному и отреставрированному усилиями Бахчисарайского Государственного  историко-культурного заповедника и турецких реставраторов. Оригинальная архитектура медресе определила содержание выставки. Основными объектами будут широкоформатные фото огненных реконструкций утраченной архитектуры, выполненные в различных историко-археологических заповедниках  ( Ольвия, Херсонес, Пантикапей ) и городах (Киев, Львов, Трабзон). Часть экспозиции составят работы выполненные на территории Бахчисарайского Государственного  историко-культурного заповедника . 
Смотрите-Галерея-альбом Ашлама Дере