Ольвийские мистерии Владимира Бахтова в Старофлотских казармах.

bakhtov.com.ua/index.php «Мы говорим «Ольвия – подразумеваем «Бахтов», – когда-то то ли в шутку, то ли всерьез заметила Людмила Хлопинская – директор краеведческого музея, отмеченная Национальной премией им.Т.Шевченко за создание Музея судостроения и флота, страстно увлеченная своим делом хранительница древностей. К сожалению, Людмила Дмитриевна рано ушла из жизни, не завершив много новых интересных проектов. Одним из таких проектов были «Старофлотские казармы». Идею высказал Николай Круглов, еще в первую свою «губернаторскую каденцию». В мечтах и планах Людмилы Хлопинской этот проект представлялся как целый музейный комплекс с соответствующим художественным оформлением и наполнением. Людмила Дмитриевна знала цену каждому музейному экспонату, дорожила каждым артефактом из прошлого, умела ценить 
профессионализм сотрудников музея и творческую неординарность личности.
Заслуженный художник Украины Владимир Бахтов, по мнению Людмилы Хлопинской, как раз один из таких людей, который и сам стал для краеведческого – музейной редкостью. Именно Владимир Бахтов создал художественный образ древнегреческого поселения Ольвия, наполнил новой жизнью немые черепки, раскопанные археологами здания, колодцы, склоны холмов, храмы. Владимир Бахтов со своей женой художницей Татьяной давно поселились в селе Парутино вблизи историко-археологического заповедника, создав свой собственный творческий дуэт – «Дом Бахтовых», объединяющий несколько серьезных проектов, воссоздающий образы довольно объемного слоя культуры древней Греции. 
Можно вспомнить «оживление» несуществующих зданий из прошлого при помощи «рисования огнем» (гелиограффити), рельефных срезов земли с живыми воображаемыми существами («Ольвийские мистерии», «Анимация Фидия») и др.
Жить в Ольвии – этого мало. Надо жить Ольвией, чтобы понять ее и создать ожившую на полотнах и в реальном пространстве античную древность.
Сейчас мечта Людмилы Хлопинской – музейный комплекс «Старофлотские казармы» – близка к воплощению. Работают строители, художники, сотрудники краеведческого музея. Строительство музейного комплекса взял под свой контроль глава облгосадминистрации Николай Круглов, курирует – заместитель губернатора Вячеслав Рукоманов, руководит проектом художник Вячеслав Иваницкий. В целом о музейном комплексе, где будут представлены материалы, начиная из самых древних поселений на территории Николаевской области и до наших дней, мы еще будем рассказывать на страницах газеты. Каждый раздел истории нашего края очень многогранный. Краеведческим музеем собраны богатые материалы о разных периодах жизни людей на этой территории. Древнегреческое поселение Ольвия, которое просуществовало почти тысячу лет и на территории которого создан теперь национальный историко-археологический заповедник НАН Украины, – также будет представлено в новом музейном комплексе. Вполне справедливо, что художественное оформление ольвийского зала по проекту предложено оформить художнику Владимиру Бахтову. В этом небольшом пространстве нужно было не просто представить артефакты, но и передать весь период развития мифологии, имеющей огромное значение для жителей древней Греции.
– В ольвийском зале будут представлены Ольвия и вся сельская округа, – говорит Владимир Бахтов. – Для меня важно участие в оформлении этого зала потому, что здесь удалось реализовать свой творческий проект на тему античных рельефов и скульптур, который я начал еще с 2005 года. Сюжетов на тему античных рельефов и скульптур очень много, я их показывал в выставочных залах и музеях в Киеве, Москве, Афинах, Бахчисарае. Везде они были оценены положительно и вызвали большой интерес у современников. Это устоявшийся проект, но я считал, что он несколько преждевременный, и когда-нибудь найдется место для его реализации. Благодаря позиции главного проектанта Вячеслава Иваницкого, лояльности и пониманию заместителя главы облгосадминистрации Вячеслава Рукоманова, который руководит строительством музейного комплекса, мой проект нашел свое место в «Старофлотских казармах». Вначале предполагалось, что здесь будет реконструкция Агоры по Крыжицкому – это привычный, хрестоматийный ход в оформлении ольвийского зала. Но время меняется, требует новых свежих направлений в восприятии античного мира через художественные образы.
Кстати, николаевский художник Владимир Бахтов приглашен для участия в новом масштабном проекте «Новое дыхание культуры: искусство оживляет наследие», который стартовал в феврале этого года. Он будет реализовываться на протяжении 2012-2013 годов с участием представителей искусства и культуры Украины вместе с Грузией и Арменией. Проект был инициирован Центром молодежных инициатив «Тотем», финансируется Европейским Союзом. Он ставит перед собой цель собирать, поддерживать и распространять практику успешного сотрудничества музеев, изменить стереотипное представление о музее, как о коллекции ценностей, хранилище древностей или архивных документов, привлекать к традиционному культурному наследию новую аудиторию, оживить его и сделать привлекательным, доступным всем категориям населения. Проект будет способствовать поддержке и распространению лучших инновационных культурных и творческих практик на основе традиционного культурного наследия. В проекте принимают участие и представители Николаевской области – художественный музей им.Верещагина, этнографический музей краеведческого музея и др. Проекты Владимира и Татьяны Бахтовых, их художественная интерпретация древнегреческой мифологии, основанная на исторических фактах, вызывает большой интерес и понятна нашим современникам. Художники Бахтовы имеют достаточно творческих наработок о древнегреческих поселениях в Северном Причерноморье и намереваются участвовать в проекте вместе с музеями Крыма.
– Я уже много лет работаю с разными музеями, – говорит Владимир Бахтов. – Сотрудничал с литературным музеем в Одессе, три года назад этот проект был представлен в Афинах. Осуществлялось несколько проектов в Бахчисарае. Есть предложение участвовать в проекте совместно с Симферопольским краеведческим музеем. Речь идет о новом скифском городище «Неаполь скифский». Поступило предложение делать проект гелиограффити в Белгород-Днестровской крепости. Но больше всего мне приятно, что мои работы нашли свое место в Николаеве, моем родном городе, в новом музейном комплексе «Старофлотские казармы».
Сцена, которая взята за основу ольвийской композиции в новом музейном комплексе, – «Амазономахия» (борьба героев с амазонками), рассказывает Владимир Бахтов. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии: матриархат, олимпийский (распад матриархата) и становление и развитие государства. Так что тема борьбы героев с амазонками, один из любимых сюжетов в древнегреческой мифологии, воспроизведена художником очень точно и будет уместна в новом музейном комплексе. К тому же, по мнению многих ученых, амазонки были выходцами из Северного Причерноморья, и ольвийцам эти сюжеты тоже были знакомы. Кроме «амазонок», как бы продолжая тему, в ольвийском зале заняли достойное место художественная работа «Крылатая Богиня» из серии «Ольвийские мистерии», рисунки ольвийских сосудов глиной, переведенные в современный материал. Здесь же представлены гелиограффити (воспроизведение огнем разрушенных объектов), которые будут размещены на задних стенках стеклянных витрин. Эти сюжеты существуют как отдельные картины, но составляют единую композицию вместе с экспонатами, представленными музеем Ольвии. Зал насыщен музейными экспонатами и, вместе с тем, имеет авторское лицо.
Екатерина Наточа.
Фото автора.